Аннотация
Одним из основных приоритетов современного качественного образования является высокий уровень коммуникативной компетентности, то есть готовности к эффективного профессионального общения будущих врачей. Это создает возможности для конкурентоспособности выпускников высших медицинских учебных заведений, способствует успешной реализации их профессионального и карьерного пути, повышает мобильность студентов, расширяет их потенциальные возможности в ходе общения с представителями разных отраслей деятельности, возрастных категорий, населением других стран.
В статье проанализированы и охарактеризованы основные особенности коммуникативной компетентности студентов-медиков: определение этой категории, ее место в системе профессиональной компетентности, ее структура, функции, коммуникативные умения, а также охарактеризованы основы профессионального общения будущих врачей.
Ключевые слова: профессиональное обучение, коммуникативная подготовка, профессиональная компетентность врача, коммуникативная компетентность, система коммуникативных умений, профессиональное общение будущих врачей, высшее медицинское образование, студенты медицинского университета.
Литература
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителей / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 1985. – 447 с.
Андреев Л.А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / Л.А. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–27.
Барановська Л. Навчання студентів спілкування на заняттях з основ психології та педагогіки / Л. Барановська // Педагогіка і психологія професійної освіти. – 2002. – № 2. – С. 32–42.
Березовин Н.А. Учитель и детский коллектив / Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский. – Минск: БГУ, 1975. – 160 с.
Бичок А.В. Формування культури професійного спілкування майбутніх фахівців міжнародного бізнесу і менеджменту: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / А.В. Бичок. – Тернопіль, 2010. – 23 с.
Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.–Воронеж: Акад. пед. и соц-х наук, Моск. психол.-соц. ин-т, 1996. – 253 с.
Боришевський М.Й. Духовні цінності як детермінанта розвитку й саморозвитку особистості / М.Й. Боришевський // Педагогіка і психологія: науково-теорет. та інформ. журнал. – 2008. – № 2 – С. 49–57.
Бурдейна Л. Діалогічне спілкування як необхідна умова формування моральної культури студентської молоді / Л. Бурдейна // Педагогіка і психологія професійної освіти. – 2004. – № 1 – С. 38–46.
Гончаренко С.У. Методика як наука / С.У. Гончаренко. – Хмельницький: Вид-во ХГПК, 2000. – 230 с.
Зязюн І.А. Філософія поступу і прогнозу освітньої системи / І.А. Зязюн // Педагогічна майстерність: проблеми, пошуки, перспективи: монографія. – К.–Глухів: РВВ ГДПУ, 2005. – 187 с.
Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): дисс. на соиск.уч ст. докт. псих.наук: 19.00.07 / В.А. Кан-Калик. – Грозный, 1985. – 487 с.
Коваленко О.Е. Комунікативні процеси у педагогічній діяльності: Навч. посібник / О.Е. Коваленко, Н.О. Брюханова, Т.В. Калініченко. – Х.: ВПП «Контраст», 2008. – 112 с.
Костюк Г.С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / Г.С. Костюк; под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Просвещение, 1969. – С. 118–152.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологи / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина; ВНИИ проф. техн. образования. – М.: Высш. школа, 1990. – 117 с.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с. // Новое в жизни, науке, технике (Серия: Педагогика и психология). – 1979. – № 1.
Лисенко С.А. Професійна компетентність учнів ПТНЗ як необхідна умова професійного становлення майбутніх фахівців / С.А. Лисенко, С.М. Шепеленко // Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору: V Міжнародна наук.-практ. конф., 25–27 листопада 2010 р.: МОН України, Нац. АПН України, КНУ імені Т.Г. Шевченка та ін. – К., 2010. – С. 162–174.
Лысенко С.А. Коммуникативные процессы в педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений инженерно-педагогических специальностей / С.А. Лысенко, Т.В. Калиниченко. – Харьков: УИПА, 2011. – 59 с.
Лісовий М.І. Формування професійного мовлення майбутніх медичних працівників у вищих медичних навчальних закладах:. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти / М.І. Лісовий. – Вінниця, 2006. – 196 с.
Максимюк С.П. Педагогіка: Навч. посіб. / С.П. Максимюк. – К.: Кондор, 2009. – 670 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: МГФ «Знание», 1996. – 308 с.
Пометун О. І. Компетентнісний підхід до оцінювання рівнів досягнень учнів: Презентація на нараді центру тестових технологій 19.10.2004 / О.І. Пометун. – К., 2004. – 10 с.
Поплавська С.Д. Формування готовності студентів медичних коледжів до комунікативної взаємодії у професійній діяльності: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / С.Д. Поплавська. – Житомир, 2009. – 20 с.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [пер. с англ.] / Джон Равен. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учеб. пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФПК / В.П. Симонов. – М.: Межд. пед. акад., 1995. – 192 с.
Уваркіна О.В. Формування комунікативної культури студентів вищих медичних закладів освіти в процесі вивчення психолого-педагогічних дисциплін: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / О.В. Уваркіна. – К., 2003. – 22 с.
Чайка Г.Л. Культура ділового спілкування менеджера: навч. посіб. / Г.Л. Чайка. – К.: Знання, 2005. – 442 с.
Шутько Т.П. Формування комунікативних якостей майбутніх молодших медичних спеціалістів у професійній підготовці: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / Т.П. Шутько. – Полтава, 2013. – 260 c.
Ягупов В.В. Компетентнісний підхід до підготовки фахівців у системі вищої освіти / В.В. Ягупов, В.І. Свистун // Наукові записки НаУКМА: наукове фахове видання. – К., 2007. – Т. 71. – С. 3–8.
Великий тлумачний словник сучасної української мови / Уклад., голов. ред. В.Т. Бусел. – К.; Ірпінь: ВТФ «Перун», 2004. – 1440 с.
Енциклопедія освіти / Голов. ред. В.Г. Кремень, Акад. пед. наук України. – К.: Юрінком Інтер, 2008. – 1040 с.
Інноваційні технології навчання в діяльності інженера-педагога: навч. посібник для інженерівпедагогів: у 2 ч. / О.Е. Коваленко, Л.В. Штефан, С.А. Лисенко та ін.; за ред. О.Е. Коваленко, Л.В. Штефан. – Х.: Вид-во ТОВ «Цифрова друкарня № 1», 2013. – Ч. 1: Теоретичні основи. – 195 с. – (Бібліотека інженера-педагога).
Личность и профессия : психологическая поддержка и сопровождение : учеб. пособие / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Л.М. Митиной. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 336 с.
Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / З.Н. Курлянд, Р.І. Хмелюк, А.В. Семенова та ін.; за ред. З.Н. Курлянд. – 3-тє вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с.
Психологічні аспекти професійної підготовки конкурентноздатних фахівців: монографія / Г.С. Дегтярьова, М.М. Козяр, І.М. Матійків та ін.; за ред. Л.А. Руденко. – К., 2012. – 170 с.
Система управління якістю медичної освіти в Україні: монографія / І.Є. Булах, О.П. Волосовець, Ю.В. Вороненко та ін. – Д.: «АРТ-ПРЕС», 2003. – 212 с.
Сучасний тлумачний словник української мови: 65000 слів / За заг. ред. д-ра філол. наук, проф. В.В. Дубічинського. – Х.: ВД «ШКОЛА», 2006. – 1008 с.
Van den Berg P. Personality traits and job characteristics as predictors of job experience / P. Van den Berg, J. Feij // European J. of Personality. – 1993. – V. 7. – Р. 337–357.
Tranel N. Effects of perceptual isolation of introverts and extraverts / N. Tranel // J. Psichiatr. Research. – 1962. – V. 1. – Р. 185–192.